Основные причины аварийности мотоциклистов.

User Rating:  / 0
PoorBest 

Несколько простых правил и мыслей для безопасного управления мотоциклом.

IMG 5810 

Итак, с самого начала разделим ситуации, ведущие к авариям, на две большие группы:

1. Мотоциклист заранее обрёк себя на аварийные ситуации ( например - значительно превысив скорость, или сев за руль пьяным, или ещё как  - в любом случае дальнейшее - лишь следствие сильно заранее принятого неправильного решения).

2. Мотоциклист, имея время и возможность, не исправил относительно простую ситуацию, что привело к аварии ( как примеры - торможение до упора и столкновение, хотя скорость была относительно небольшая и была возможность обьезда, итдп).

Начнём с второго пункта, как более краткого, и более коварного.

Опасно ещё и то, что он обычно неочевиден - т е пока сам в такую ситуацию не попадаешь - возможность самой такой ситуации особо и в голову не приходит. А потом только вопросы к себе - "почему меня заклинило? ведь было время, была куча возможностей - почему?"

Попытаюсь на основе своего опыта и размышлений на эту тему, приоткрыть немного занавесу тайны сей, и возможно, помочь избежать таких ситуаций хоть кому-то.

Итак, первое - на двухколёсном транспорте, возможно в силу некоторой специфики конструктива руля, весьма сильно реализуется ситуация "куда смотрю - туда и еду". Это как своего рода наваждение - увидя опасность на дороге, мы смотрим на неё, концентрируем внимание на ней - и невольно в неё и рулим. Испытывал такое пару раз на велосипеде - смотришь на велосипедиста едущего тебе навстречу, и показавшегося подозрительным в плане разминутся - он тоже начинает смотреть на тебя, и вот вы уже едете друг в друга. Хорошо если скорость небольшая, и всё заканчивается полной остановкой ( хотя и необходимости такой небыло - тротуар широкий, людей небыло - разминутся - легче легкого!). По видео с ютуба и с участием мотоциклов - заметно немало случаев когда такое кончается весьма плохо.

Тут надо помнить, что смотреть надо не на проблему, а на путь по её решению - т е в то место, по которому вы сию проблему обьезжать будете.Это очень нелегко, ибо опасность притягивает, приковывает к себе взгляд, внимание,не отпускает - а это путь к аварии.

Вторая группа схожих ситуаций - торможение до упора. Сам видел такие ситуации, минима один раз в юношестве на Иж-Юпитере сам тормозил до начала газона - благо скорость и так была небольшая, и всю её погасил.

Выглядит сиё - ощущаем что скорость для поворота слишком высокая, либо впереди препятствие, и начинаем тормозить. При этом скорость до относительно безопасной для данной ситуации гасим довольно быстро, но почему-то продолжаем тормозить до конца, что приводит нас - в случае с поворотом - к сьезду с дороги по прямой на торможении, даже без попытки отпустить тормоз и войти в поворот, либо в случае с препятствием - чаще всего до столкновении на торможении с оным - хотя потом глядя со стороны на ситуацию мысль "на полпути ещё надо было отпустить тормоз и просто оьехать - скорость более чем достаточно снижена, места навалом, времени тоже хватает - зачем я, как дурак, продолжал тормозить и врезался?".

В авариях мотоциклистов в Ютубе, кстати - весьма частая ситуация.

В этой ситуации, думается, с одной стороны есть та же зацикленность, взгляд на препятствие  \ опасность и зомбическое "куда смотрю, туда и рулю". Вместе с тем, я лично для себя в этих ситуациях ощущал инстинктивное очень большое нежелание отпускать тормоз - схоже как когда тормозишь, дистанция маленькая, кажется - вот-вот врежешься,  ( хотя у страха большие глаза - места, дистанции практически всегда больше, чем кажется), и замечаешь что тормозишь юзом. При этом хорошо понимаешь, что надо немного отпустить тормоз, потому как торможение юзом - неэффективно - но как же трудно заставить себя хоть немного приотпустить тормоз в такой ситуации!

Ну так вот - Практически инстинктивная невозможность отпустить тормоз и быстро наклонится для вхождения в поворот \ обьезд.

Что тут в целом можно предпринять? Думаю, при ежедневной езде, и не только, наблюдая и анализирую окружающую обстановку временами надо делать мысленный эксперимент - продумать последовательность действий, если вдруг случиться то-то и тото. Скажем- "Допустим, у меня скорость выше, дистанция с тем грузовиком меньше, а он вдруг без поворотника начинает вправо поворачивать. Можно притормозить до 50 кмч и попытатся обьехать справа. А если тормозить до упора? Нет, пожалуй врежусь. А если справа дети ждут момента перейти дорогу - можно ли попытатся по широкой траэктории слева обьехать? что у нас с обочинами? дорога от поля канавой неотделена - теоретически можно попытатся на асфальте вывернуть и по полю, потихоньку плавно гася скорость...".

Но одного этого мало. Только что рассмотренную причину аварий можно пытатся отработать на каком-либо пустыре - учится тормозить, отпускать тормоз, и сразу поворачивать, или обьезджать. А вот первое - с фиксацией взгляда на опасности - я даже незнаю, как в домашних условиях тренировать. Думаю, по крайней мере надо об этой опасности помнить, и хотябы мысленно тренировать эти ситуации - причём, чем чаще - тем лучще. Чтобы в нужной ситуации всё происходило на уровне рефлексов - в реальной дороге иначе  - никак. время для осмысления ситуации бывает только потом, во время оной же - всегда жуткий дефицит времени - а иначе это не ситуация, а рядовой и неопасный момент.

 

А теперь расмотрим пункт 1. из начала статьи - заранее созданные себе проблемы, можно сказать - запрограммированные, предопределённые.

Как бы того многим нехотелось признавать - на одном из первых мест тут - превышение скорости. И даже не столько превышение дозволенной скорости, как превышение разумной скорости. Скажем, в городе на 50 кмч - вполне легально ехать - какбы превышения нет - но в стоячей или медленнодвижущейся пробке из автомашин почти всегда 50 кмч - сильный перебор. слишком высока относительная скорость, слишком много возможных ситуаций, времени адекватно на которые среагировать, не останется.

Здесь также есть много неочевидных с первого взгляда тонкостей, которые меняют картину в целом.

Зачастую любители прокатится "с ветерком" указывают на то что - да, превысили - но их не пропустили, когда должны были пропустить, или  - подрезали. При этом зачастую причина непропуска, подреза - именно в скорости.

К примеру оценка скорости движения транспортного средства - во первых скорость движения меньшего обьекта ( мопед, мотоцикл)  почти всегда и всеми - несколько занижается. Большого - ( фура,самосвал) - наоборот - кажется больше, чем есть действительно. Это - психология восприятия, это во всех нас. Ещё чтото со скоростями было относительно светлых обьектов и тёмных, но я уже непомню - что именно.

Во всяком случае надо принимать во внимание уже это.

Следующее - время оценки потенциально мешающего обьекта. Особенно когда вы ещё заранее, сходу, приближаясь к перекрёстку с знаком "уступи дорогу", посматриваете что там на главной твориться - получится ли сходу поехать?

Так вот - это время почти всегда - мизерно и недостаточно. Раньше мне так не казалось, но после прочитанного гдето на эту тему поста, я себя специально несколько раз на этом проверял - так вот, бросатеся от силы пара коротких взглядов. Более-менее адекватно по ним оценить скорость движение обьекта - дохлый номер. За скорость мы автоматом принимаем +\- обычную в этой ситуации - скажем,в городе мы ориентируемся примерно на 60 кмч, и исходя из этого вылезаем на главный. Понятно, если мотоциклист вместо 60 (а лучще даже 45 - 50) на 80, а то и за сотню - в результате мы получаем аварию, и негодующего ( если жив остался), мотоциклиста - его непропустили, и подрезали.

Это только малая часть из горы подобных мелочей - к примеру, на дорогах общественного пользования  - ДОП - можно встретить кого угодно. при чём по большей части - легально. Там бывают слепые с тросточкой. Животные. Дети, пенсионеры, некоторые из которых почти слепые, глузие, и с маразмом в последней стадии - внезапно могут вообще никуда неглянув начать пересекать дорогу  - и так далее. На машинах навалом людей, которые говорят по телефону, набирают СМС, разговаривают с подружкой и на дорогу смотрят лишь эпизодически. Часть из этого, понятно, не по ПДД,  и является нарушением - но оно есть, и в очень немалой доле.  

Наша же задача, и по тому же ПДД, и по жизни - в первую голову заботится о безопасности движения - всё остальное вторично. И в моральном плане, и в эгоистическом - что нам даст ощущение "я был прав, он должен был меня пропустить!", когда в 30 лет вы останетесь с парализованной на всю оставшуюся жизнь нижней половиной тела? Посему, лучще перебдеть, имхо.

 

 

<iframe width="560" height="315" src="//www.youtube.com/embed/bvLaTupw-hk?list=PLP9iZuOO5yz15NGVr1gqzamPKaelIrb82" frameborder="0" allowfullscreen></iframe>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Add comment


Security code
Refresh