Основы безопасного вождения - слух.

User Rating:  / 0
PoorBest 

Общие положения безопасной езды. Часть I. - звуковая информация.

Рассмотрим вкратце базовые, основные моменты безопасного управления автомобилем.Итак – прежде всего – правильная посадка.


Далее – весьма полезно “слышать” машину и окружающую обстановку.

Я лично,  практически всегда, севши за руль, чуть приоткрываю окно водительской двери – буквально на пару сантиметров. Это даёт возможность лучше слышать, что происходит на улице, а также шум от собственного автомобиля ( особенно в моменты когда проезжаешь какую либо конструкцию,  которая отражает звук – стену дома недалеко от левого края дороги, разделительный барьер, и тдп).

Это нам может дать важную информацию о технических неполадках автомобиля, к примеру – скрежет или другие посторонние, необычные звуки укажут на то что хорошо бы остановиться в первом удобном и безопасном месте, и осмотреть автомобиль на предмет выявления источника необычного шума – а то некоторые обнаруживали проблему только тогда, когда у них  “внезапно”

 

  колесо отваливалось на ходу :)

Со временем при таком прослушивании окружающей обстановки также привыкаешь к звуку двигателя, агрегатов, шин, итдп, так что любое изменение этих звуков мгновенно становиться заметным, и настораживает, даёт информацию для дальнейших действий. К примеру, зачастую о проблемах с шинами сперва можно узнать по звукам.

Приведу два случая с личным опытом -  ехал как-то ночью к тёще в деревню.

Была зима  ( -18 цельсия с ветром ) но без снега, и дорога сухая, нескользкая. Дорога “семь поворотов на версту” - при очередном левом повороте, “распрямляя “ траекторию, правыми колёсами прошёл вплотную к началу обочины, а там оказалась яма в асфальте с острыми краями. Скорость была порядка 100 кмч, в данных условиях и для  крутизны сих поворотов относительно безопасная – боковые перегрузки были небольшие, запас по сцеплению имелся приличный. Тем не менее, резкие движения рулём при относительно высоких скоростях, да ещё и когда нельзя полностью исключить наличие плохого сцепления шин с дорогой - весьма опасны и противопоказаны,так что я, увидевши яму, решил резко рулём не дёргать, и проехал по яме - выбрал наиболее безопасную линию поведения. Через секунду или около того услышал свист. Почти мгновенно, сопоставивши характер звука и попадание в яму колесом, понял, что свистит, скорее всего, выходящий из шины воздух, а пустая шина при скорости под 100 кмч  ничего хорошего не предвещает. Взялся покрепче за руль, и начал осторожно легким торможением гасить скорость, с готовностью что машину может внезапно начать тянуть вправо, в сторону канавы. В процессе сброса скорости машина управлялась нормально, её никуда нетянуло, посему примерно при скорости 30 кмч потихоньку свернул на обочину и там уже остановился. Когда вышел, и подошёл к переднему правому колесу, оно было совершенно пустым уже. На алюминиевом литом диске была довольно ощутимая вмятина, хотя в момент проезда ямы никакого “суперудара” не ощутилось. Если бы я свист выходящего воздуха не услышал, и \ или не понял, что это может значить – возможно что всё это закончилось бы совсем по другому.

Второй случай – не так давно произошёл. Ехал на вольво 850 (переднеприводной универсал), с прицепом “зубрёнок”.на трассе, на прямом участке, днём, вдруг услышал звук прижков чегото металлического, “легкого” по асфальту – типа металлический уголок, пластина. Метров через 100 появился звук “жевания резины”. Ехал при этом около 85 кмч, лето, асфальт. Управление машины при этом не изменилось, только звук. Остановился потихоньку, плавно, легонько тормозя – задняя правая шина пустая. Если бы ехал, пока машина начала бы серьёзно вихлять – скорее всего убил бы шину. А так переобулся в “докатку”, а ту сьездил и починил в шиномонтажке.


Также у меня бывали случаи когда по изменению шума в работе автомобиля я определял проблему либо устанавливал более точный диагноз – обратно пример – ездил я как то на форд эскорте с бензиновым двигателем с впрыском. Топливный насос там находился сбоку топливного бака, и довольно громко жужжал при работе. Както при езде вдруг услышал, что звук его работы измениля, стал другого тона. Отзыв машины на педаль газа стал более вялым – понятно, топливный насос доживает последние часы. Поехал в сервис, соблюдая особую осторожность ( при старте с места даём больше газу и осторожнее работаем сцеплением, стараемся не глушить, ибо снова завестись может оказаться невозможным, о обгонах даже не помышляем, ибо в любой момент двигатель может окончательно заглохнуть, при переезде жд переезда или перекрёстка обязательно имеем запас скорости, и готовность выжать сцепление, чтобы даже при внезапно заглохшем двигателе по инерции смочь докатиться до места безопасной остановки  ).

Также иногда по изменившемуся звуку шин можно установить изменение дорожной обстановки – к примеру, сухой, шершавый асфальт сменяеться “черным льдом” ( обозначение коварного обледенения – корка тонкая и прозрачная – по виду и не сказать, что лёд на дороге, и первое торможение преподносит большой, и для иных – смертельный  сюрприз ). также полезно слышать звук двигателя, по которому можно установить, какие примерно обороты, с какой примерно нагрузкой он работает, а также по совокупности звуков зачастую и наличие или отсутсвие пробуксовки ведущих колёс, и приблизительную степень их пробуксовки. Одним словом – слух даёт нам много дополнительной, полезной для управления автомобилем информации. Посему излишне увлекаться слушанием музыки, особенно на повышенных уровнях громкости, не стоит.

Add comment


Security code
Refresh